Катастрофа в Мексиканском заливе случилась не из-за того, что Halliburton плохо зацементировала скважину, а из-за того, что BP неправильно ее сконструировала, а потом проигнорировала сигналы об опасности — такова версия Halliburton
Авария в Мексиканском заливе на буровой платформе Deepwater Horizon случилась 20 апреля 2010 г. — погибли 11 буровиков, 17 было ранено; за три месяца, пока скважину не заткнули, в океан вылилось 4,9 млн барр. нефти.
BP провела расследование, после чего гендиректор компании Тони Хейворд заявил, что среди причин катастрофы «неудачное цементирование»: «Цементный стакан на дне скважины не удержал поток углеводородов от просачивания в эксплуатационную обсадную колонну углеводородов». Вчера Halliburton, которая проводила цементирование, ответила на эти обвинения: вице-президент компании по цементным работам Томас Рот заявил, что главными причинами катастрофы являются неудачная конструкция скважины и управленческие ошибки BP, пишет Financial Times (FT). Топ-менеджер вчера выступил на заседании комитета Национальной инженерной академии, который по поручению министерства внутренних дел США проводит расследование причин катастрофы. «Было несколько сигналов об опасности», — утверждает Рот. Но BP продолжила работу над нестабильной скважиной.
Глава департамента BP по обеспечению безопасности Марк Блай повторил, что цепочка ошибок, приведших к аварии, начинается с цемента, который «не изолировал нефте- и газоносный слой». BP настаивает на том, что жидкий цементный раствор был приготовлен неудачно, пишет FT. «Смесь цемента и азота была качественная», — парировал Рот, добавив, что раствор испытывали более 400 часов.
Между тем на заседании комитета Национальной инженерной академии была оглашена новая версия причин взрыва, пишет The Wall Street Journal. По мнению геофизика из Стэнфордского университета Марка Зобака, во время цементирования могли появиться трещины в породе. Перед цементированием BP прокачала через скважину 870 барр. промывочной жидкости. По словам Зобака, потери этой жидкости составили 80 барр., что могло случиться в результате гидравлического разрыва пласта. В презентации Halliburton было указано, что BP недостаточно глубоко установила обсадные трубы скважины. Исходя из этого, Зобак предположил, что цементный раствор также мог просочиться сквозь песок ниже обсадной трубы. Рот такую возможность подтвердил.
Но и Halliburton не избежала критики. Для равномерного распределения цемента в скважине компания рекомендовала использовать 21 центратор, но BP установила только шесть. «Почему вы продолжали работать? Почему не сказали, что это небезопасно?» — спросил Рота председатель комиссии Дональд Уинтер. «Нам так не показалось, ведь работа продолжалась», — ответил Рот. В конце августа технический консультант Halliburton Джесси Гальяно рассказал, что за пять дней до аварии он предупреждал о риске просачивания попутного газа и говорил о недостаточном количестве центраторов в скважине. Гальяно сказал, что показывал инженерам BP компьютерную модель, демонстрирующую риск выброса газа в случае использования менее чем семи центраторов.
|