Там они развернули баннер: «No Exxon Valdez in Russian Arctic» («Не допустим Exxon Valdez в российской Арктике»).
Акция приурочена к 25-летию крушения танкера Exxon Valdez у берегов Аляски - одной из самых разрушительных аварий на море, последствия которой не устранены до сих пор.
ExxonMobil отреагировала на акцию спокойно. В пресс-службе компании сообщили, что не возражают против мирного протеста, но предпочли бы, чтобы он не нарушал рабочий процесс. Директор по коммуникациям Кнут Асп признал, что проект компании в Карском море «не лишен противоречий»
Напомним, что четверть века назад гигантский танкер Exxon Valdez вез добытую на Аляске нефть, и на полной скорости налетел на риф в проливе Принца Вильгельма. Были повреждены 8 из 11 грузовых отсеков, в ледяную воду вытекли миллионы баррелей сырой нефти. Нефть распространилась с течением на расстояние 600-700 миль от места крушения, покрыв пленкой 10 тысяч квадратных миль океана, загрязнив 1300 миль побережья.
Последствия аварии не устранены до сих пор. Только за первые четыре года компания Exxon потратила два миллиарда долларов на попытки справиться с загрязнением, для уборки берегов были наняты 10 тысяч рабочих. Но собрать удалось лишь 7% разлитой нефти, тысячи тонн нефти до сих пор разлагается на берегах.
Экологический мониторинг показал, что к 2010 году только 13 из 32 пострадавших популяций и экосистем полностью восстановились. Так и не восстановилась местная популяция косаток. В район аварии до сих пор не вернулись ценные промысловые виды – тихоокеанская сельдь и камчатский краб, что принесло местным рыбакам более чем $400-миллионный ущерб. Восстановить разрушенную экосистему невозможно ни за какие деньги – можно только ждать, пока она прижет в норму естественным путем, что занимает десятилетия.
За 25 лет Exxon сделал все возможное, чтобы уйти от ответственности за содеянное, добившись снижения штрафных выплат в 10 раз.
Exxon Corporation и Exxon Shipping Corporation были приговорены к штрафу в размере $25 миллионов, и компенсациям в объеме $100 миллионов. Местные рыбаки, которые потеряли средства к существованию из-за аварии, в течение 20 лет пытались добиться адекватных компенсаций. 3000 из них не получили ничего, поскольку не дожили до завершения процесса в 2008 году. И спустя 25 лет судебные тяжбы между компаний и правительством продолжаются.
После Exxon Valdez нефтяные компании не уставали заявлять, что учли прежние ошибки и разработали более совершенные технологии по борьбе с разливами нефти. Чего стоят эти заявления, мы увидели в 2010 году, когда нефть залила пляжи Мексиканского залива. Авария Exxon Valdez и катастрофа на платформе BP доказали, что устранить последствия крупного разлива на море просто невозможно. В случае с BP удалось собрать лишь 3% вытекшей нефти, при том, что на эти работы компания потратила $14 миллиардов.
|